Категории раздела

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 12

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Друзья сайта

  • Статьи использованы должна сечения.
  • сципион случайно данной.
  • Отмечает szkola@salezjanie столбца supergimbus благодати.
  • Главная » 2010 » Июнь » 19 » Идея показать себя в Шанхае родилась в Нагойе” -
    12:38
    Идея показать себя в Шанхае родилась в Нагойе” -
    Когда-нибудь это количество должно перейти в качество, и тогда возможно появится художник, который сделает якутский орнамент узнаваемым в мире; появится писатель, чья способность творить на уровне мирового мейнстрима, не помешает ему оставаться якутским писателем.

    - говорит сегодня заместитель министра культуры и духовного развития Ариан Ермолаев и вспоминает, как во время пребывания в ЭКСПО-2005 в Нагойе (Анчи) подобрал на мостовой проспект о Шанхае-2010. Красочное издание было посвящено формированию городской среды, которая могла бы отвечать лозунгу “Лучше город – лучше жизнь”. Идея была заманчивой. Но что мы могли предложить в Шанхае? Какие проекты и достижения?..

    После фурора головы юкагирского мамонта в Японии впечатлить другими нашими экспонатами представляется трудным. Но по счастливому совпадению именно в тот год якутский героический эпос Олонхо был признан ЮНЕСКО шедевром нематериального наследия человечества. А еще задолго до этого в культурном сообществе зрела идея создания сакральной парковой зоны “Земля Олонхо” на территории возле озера Сайсары. Эту идею воплотили в проект министр культуры и духовного развития Андрей Борисов, его заместитель Ариан Ермолаев и исполнительный директор ЯРОО “Ассоциация Олонхо” Лена Федорова. Все эти годы шла работа над концепцией парка, который бы вывел культуру республики на новый уровень. “Открытость культуры, ее прорыв в мировое пространство возможны только через технологии киноиндустрии и медиаинформационные средства”, - говорят авторы проекта.
    Последние события в якутском кино, выход спектаклей-олонхо на “Золотую маску”, участие якутских оперных артистов в итальянских постановках – эти успехи свидетельствуют о том, что якутское искусство способно говорить с мировым зрителем на одном универсальном языке, не теряя своей самобытности. И здесь уже идет речь о культурном продукте, которым является произведение искусства, претендующее на дивиденды, будь то материальные или моральные. Премия на престижном фестивале, прокат в мировом кинематографе, приглашение к сотрудничеству с ведущими культурными деятелями - это те дивиденды, которые получают авторы-художники, живущие по законам мирового искусства. Творить с упованием на самобытность и самодостаточность, не изучая законов рынка, технологий, вкусов публики, значит не быть профессионалом и проиграть в конкуренции за зрителя, слушателя, читателя более сильным.
    Музыка, книгоиздание, мультимедийный продукт, аудио, видео давно уже стали частью экономики развитых стран. Культурные, кретивные индустрии
    в США догнали авиацию по размеру экспортной прибыли. В Великобритании доходы от музыкального экспорта превышают прибыль от экспорта инженерной продукции. В некоторых крупных городах мира есть культурные кварталы, где созданы условия для поддержки креативных индустрий. Кто-то отнесется скептически к тому, что мы пытаемся примерить на себя их опыт. Но мир уже давно ушел вперед, нам остается если не догонять, то искать свою нишу в этом мультикультурализме. К тому же по своему менталитету наш человек склонен к творчеству и стремлению показать себя окружающему миру. Чаще всего этот мир ограничивается кругом односельчан, земляков по улусу или республике. Не счесть числа выставок народных умельцев, концертов эстрадных исполнителей, авторов книг, ориентирующихся на местного читателя, и постановщиков фильмов, чьи амбиции и уровень взглядов редко выходят за пределы своего круга. Когда-нибудь это количество должно перейти в качество, и тогда возможно появится художник, который сделает якутский орнамент узнаваемым в мире; появится писатель, чья способность творить на уровне мирового мейнстрима, не помешает ему оставаться якутским писателем. Можно продолжить список, и неважно будет ли это роман, музыкальный хит, кинофильм, важно чтобы это стало явлением, интересным и востребованным за пределами республики. Тогда уже дело техники размножить продукт через разные носители.
    Как бы мы ни относились к понятиям бренда, пиара, порою высокомерно пренебрегая их коммерческой, а значит, бездуховной сутью, без них невозможна игра в мировом культурном пространстве. Если сочетание “бренд” и “олонхо” воспринимается нами спокойно, и вряд ли кто усмотрит в этом попытку принизить эпос, то “олонхо” плюс “пиар” может вызвать мысль, что наш шедевр пустили в оборот ради корыстных интересов. Хотя мы и так наблюдаем процесс, когда слово “олонхо” используют в коммерческих целях, предлагая товар и услуги, далекие от национальных традиций. Процесс этот стихийный, и никому не запретишь продвигать киоск или вечеринку названием эпоса, который находится сейчас на волне. Эта волна является готовой пиар-технологией, которая на самом деле набирает силу и обороты за счет внутреннего потенциала самого эпоса. Свидетельством тому служат произведения искусства, “выросшие” из олонхо. Будь то картины Тимофея Степанова, спектакли Саха-театра, ТЮЗа, Театра танца или роман-олонхо “Земля удаганок” Ариадны Борисовой, вышедший в популярном издательстве “ЭКСМО”. На днях режиссер Сергей Потапов поделился планами в телеинтервью о съемках фильма по мотивам олонхо.
    Конечно, олонхо будет воспроизводить себя через разные формы искусства. Но это не значит, что мы должны относиться к этому явлению, как к сфере чистого духа, свободного от бизнеса, индустрии. Это было бы равносильно отказу от новых технологий, с помощью которых и появятся фильмы о Нюргун Ботурее, музыкальные клипы или компьютерные игры. Для многих народов эпос служил мощным стимулом для появления новых образцов в культуре и искусстве. Взять хотя бы персонажей европейской мифологии, которые вдохновляют кинематографистов на фильмы-фэнтэзи.
    Поэтому появление инновационного, туристско-рекреационного парка “Земля Олонхо” закономерно. Он станет своеобразным культурным кварталом нашей столицы, где будут созданы все условия для развития культурных индустрий и проектов. Инвестиционная привлекательность комплекса будет зависеть от того, получит ли этот проект статус Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.
    Международный центр Олонхо является основным проектом этого парка, поскольку именно здесь будет осуществляться основная задача по сохранению, развитию и распространению эпического наследия. В Театре Олонхо планируется работа научно-творческой лаборатории, разрабатывающей теорию театра, искусство актерской игры и школу режиссуры. Конструкция сцены, оборудование для медиасценографии с использованием голографических эффектов усилят зрелищность представления, в котором все должно поражать воображение.
    В стенах этого Центра разместятся архив и музей олонхо, где наряду с аутентичными исполнением эпоса в аудио-видео записях, можно будет познакомиться с современной интерпретацией олонхо в произведениях художников.
    Создание культурного продукта – это прежде всего привлечение талантливых, неординарно мыслящих людей, которые придут со своими идеями. Люди, которые не боятся рисковать, выбирая свой путь, способны на подлинный успех. И здесь по-другому быть не может, потому что сама идея парка уникальна и должна пройти свой путь, не повторяя историко-этнографические или культурно-исторические парки других стран. Мы можем лишь что-то позаимствовать, но в наших условиях это реализуется по-иному, и эта неповторимость должна привлечь туриста. Гость увидит не только спектакль-Олонхо, но проникнется духом сакрального аласа, отведает якутскую кухню, приобретет сувенир или подлинное произведение искусства, увидит процесс создания изделий народного творчества в Городе мастеров.
    Гость республики, побывавший в парке, должен уйти с мыслью, что эпос олонхо – это не просто памятник истории. Пережив многие столетия, он продолжает сохранять контакт с бытием современного человека, а потому обладает животворящей силой, которая проявляется сегодня. Все объекты парка, а это не только Международный Центр Олонхо, Город мастеров, но и кинопавильон с мультиплексом, Деловой центр, аттракционы - по содержанию и архитектурному решению должны показать нашу способность жить в условиях нашего пограничья. Это те обстоятельства, которые из конфликта разных культур создают маргинальные ситуации. И если верить американским специалистам по социо- психологии Парку и Шибутани, то такие ситуации приводят к высокой творческой активности, способности находить и устанавливать нестандартные связи, поскольку расширяют горизонты человека.
    Из таких ситуаций рождаются новые культуры, отвечающие духу времени. Участие проекта “Земля Олонхо” во Всемирной универсальной выставке ЭКСПО-2010 в Шанхае станет первым экзаменом на эту тему. Несмотря на то, что тема выставки звучит “Лучше город – лучше жизнь!”, для якутян определяющей темой станет представление национальной культуры в новом качестве. Чтобы в общем контексте шанхайской выставки наши артефакты и символы не выглядели архаикой, а смогли говорить на одном языке с любым посетителем. Сейчас уже вовсю идет работа над созданиями витрин, инсталляций, видеороликов для презентации. Экспозиция республики в российском павильоне состоится в сентябре и доминирующей ее темой станет проект “Земля Олонхо”. Понятно, что деловые круги проявят интерес к нашему природному сырью и масштабным промышленным проектам, но одновременно с этим они должны увидеть наше стремление вписаться в цивилизованный мир. В котором, по мнению специалистов по урбанистике, базовые ценности города создаются с помощью культурных ресурсов, приходящих на смену углю, алмазам и золоту.

    Елена Яковлева.

    Категория: Новости | Просмотров: 699 | Добавил: anceis | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0