Категории раздела

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 12

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Друзья сайта

  • Статьи использованы должна сечения.
  • сципион случайно данной.
  • Отмечает szkola@salezjanie столбца supergimbus благодати.
  • Главная » 2010 » Май » 4 » Основы православной культуры
    12:37
    Основы православной культуры
    Еще в 1996 г. был выпущен интересный диск – мультимедиа-энциклопедия «Русская иконопись XI—XX веков».Д. И. Стогов, кандидат исторических наук.
    Преподавание элементов Основ православной культуры в рамках школьного курса истории
    Впервые опубликовано: Русская национальная школа. 2010. № 1.


    В наше время, как никогда, одной из основополагающих задач, стоящих перед обществом, является необходимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Сложнейшая социально-экономическая ситуация в стране на протяжении 1990-х и последующих лет, небывалое падение нравственности, насаждение в течение длительного времени электронными средствами массовой информации пошлости, пропаганда всевозможных пороков, безнравственности в итоге способствовали и способствуют нравственной деградации российского общества.
    В последнее время уже и на властном уровне происходит, наконец, осознание того, что необходимо принять неотложные меры в деле духовно-нравственного возрождения России, иначе нас ждет полная деградация и гибель как самостоятельной цивилизации. Так, Президент страны Дмитрий Медведев 21 июля 2009 года на совещании по вопросам преподавания в школе основ религиозной культуры и светской этики признал необходимость разработки и внедрения курсов духовно-нравственного воспитания в средней школе.
    Не секрет, что преподавание Основ православной культуры (ОПК), ибо именно Православие в нашей стране, как известно, является культурообразующей религией, которое, согласно опросам общественного мнения, так или иначе исповедует подавляющее большинство граждан России, велось в качестве эксперимента (как правило, в факультативной форме) в некоторых российских школах уже достаточно давно. Так, широкой общественности хорошо известен учебник «Основы православной культуры» Аллы Бородиной, получивший распространение в педагогической среде. Однако опыт проведения подобных курсов («Основы православной культуры», «Основы религиозной культуры», «Духовно-нравственное просвещение», программа «Истоки», подготовленная в свое время А. В. Камкиным), показывает, что простого изучение этих дисциплин, введение их в школьную программу явно недостаточно. В таком случае курс ОПК становится как бы оторванным от остального содержания школьной программы, стоит особняком, не воспринимается как учащимися, так и их родителями, в качестве одного из важнейших компонентов курса средней школы вообще. В настоящей статье мы подробно рассмотрим важнейшие аспекты, связанные с возможным преподаванием элементов ОПК в рамках курса истории, как всеобщей, так и отечественной, в средней школе.
    5-й класс. История Древнего мира. В контексте данного курса само собой разумеющимся представляется обращение к изучению истоков Христианства как такового. И первый сюжет, так или иначе связанный с Христианством, лежит в рамках темы «Западная (передняя) Азия в древности», на которую по программе (Программа общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. Для 5—11 классов. М., 2001) отводится 7 часов. Имеется в виду краткое знакомство (примерно на 1 час) с историей Древнего Израиля и с Ветхим Заветом. Естественным представляется знакомство (или повторение, если это уже изучалось ранее в рамках специализированного курса по ОПК) с основными сюжетами Ветхого Завета, с основными его персонажами. Возможно (для разнообразия) чтение некоторых отрывков из Библии (См. в частности: Библия для детей. Ветхий и Новый Заветы. М., 2007), а в качестве адаптированного варианта для детей можно было бы предложить, в частности, книгу Алексея Павловского «Ночь в Гефсиманском саду» (М., 1991), в которой рассказывается об основных библейских сюжетах (Эта же рекомендация, связанная с чтением отрывков из Библии, естественно, касается и последующего изучения темы «Происхождение Христианства» (чтение отрывков из Нового Завета)). Желательна при этом демонстрация и соответствующих фильмов о Ветхом Завете, а также применение современных мультимедиа технологий.
    Следующий сюжет относится уже к изучению истории Древнего Рима, в рамках которого рассматривается тема «Происхождение Христианства». В рамках этой темы учащиеся должны ознакомиться с сюжетами четырех Евангелий, Апостола, с основами христианского вероучения, с жизнью первых христиан I—IV вв. Возможно знакомство, хотя бы в адаптированном варианте, с житиями святых указанного периода. Вводятся и закрепляются понятия: «христианин», «апостол», «Евангелие», «священник». Несмотря на то, что, как правило, на изучение этой темы отводится всего один час, тем не менее, необходимо хотя бы самое общее знакомство школьников с сущностью Христианской веры. Надо ознакомить учащихся с учением Иисуса Христа, Его распятием, Воскресением, с основными Таинствами, принятыми в Христианской Церкви. Простое перечисление основ христианского вероучения, основных Таинств, запись их на доске, соответствующее задание на дом не потребуют большой нагрузки для учащихся, что показывает опыт преподавания факультатива по ОПК. Желательна демонстрация соответствующих документальных и художественных фильмов и применение мультимедиа-технологий (К сожалению, в настоящее время практически отсутствуют художественные фильмы, отражающие православный (а не католический или протестантский) взгляд на события Священной истории Нового Завета. И это является, в условиях инновационного развития средней школы, существенной проблемой. Впрочем, возможен на уроках или во внеурочное время показ отдельных отрывков (естественно, с соответствующими комментариями учителя) из известных западных фильмов об Иисусе Христе («Иисус» (1979 г.);  «История Иисуса Христа для детей» Джона Шмитда (2000 г.); «Страсти Христовы» Мела Гибсона (2004 г.))).
    6-й класс. История средних веков. Перечислим сюжеты, в рамках которых так или иначе затрагиваются вопросы, связанные с историей Церкви. Это, прежде всего, история Византийской Империи. К сожалению, на изучение истории Византии отводится в школьной программе всего 1 час. Тем не менее, учитель в ходе урока должен показать, что Византийская цивилизация была, по своей сути, первой православной цивилизацией, непосредственной предшественницей Русской православной цивилизации.
    Также в курсе истории средних веков изучаются сюжеты, связанные с католицизмом (папство, инквизиция, крестовые походы). Уместно на этих уроках вспомнить с учащимися основы Православия, осуществить сравнительный анализ догматов и этики Православия и католицизма, показать, что католики постепенно искажали догматы веры, установленные Самим Спасителем и апостолами, когда как Православная Церковь сохранила их в неименной чистоте.
    6-й класс. Отечественная история. Согласно «Программе общеобразовательных учреждений», в 6-м классе изучается история Отечества с древнейших времен до конца XVI века. Среди прочих тем, изучаются вопросы, связанные с Крещением Руси князем Владимиром в 988 г. (причины принятия Христианства, само Крещение Руси, его значение), повторяются и закрепляются изученные ранее, в 5-м классе, сюжеты, связанные с возникновением Христианства и с основами христианского вероучения. Возможна (и желательна) при этом демонстрация соответствующих плакатов, картин и фрагментов фильмов, посвященных принятию Христианства, что будет еще в большей степени способствовать лучшему и быстрому усвоению изученного материала.
    Более подробное изложение Основ православной культуры в контексте древнерусской культуры XI—XII вв. должно осуществляться при изучении темы «Культура русских земель». На рассмотрение этой темы обычно отводится по программе один час, в ходе которого следует рассказать учащимся о важнейших памятниках Русского Православия киевского периода. При этом повторяются и закрепляются ранее изученные сведения об основах Христианской веры. Возможна демонстрация соответствующих документальных фильмов, посвященных культуре Древней Руси. Учитывая переход современных общеобразовательных учреждений на инновационную модель, крайне необходимым представляется использование при изучении соответствующего материала мультимедиа-программ. Еще в 1996 г. был выпущен интересный диск – мультимедиа-энциклопедия «Русская иконопись XI—XX веков». В нем содержатся более 500 изображений икон и клейм, около 1000 статей с описанием сюжетов, иконографии, школ иконописи и информацией об авторах, видеоролики о крупнейших русских городах – Москве, Ярославле, Костроме, Новгороде и пр., об истории иконостаса, технике иконописи и городах – центрах иконописи. Этот же диск можно использовать и при изучении культуры Руси—России последующих этапов вплоть до ХХ века.
    Следующий период русской истории, на который надо обратить внимание, – это становление Русского централизованного государства в XIV—XVI вв. При изучении правления Ивана III и Василия III в современную школьную программу включен сюжет под общим названием «Церковь и государство» (становление Русской автокефальной Церкви, взаимоотношение Церкви с великокняжеской властью, борьба с ересями (стригольники, «жидовствующие» и пр.), спор иосифлян с нестяжателями, теория «Москва—Третий Рим» и пр.). В процессе изучения и закрепления этих сюжетов осуществляется повторение ранее изученных вопросов, связанных с историей Православия (основы вероучения, православная культура Киевской Руси и пр.). Следующая тема в программе – «Культура и быт в XIV – начале XVI вв.» является логическим продолжением предыдущей, в которой изучаются и закрепляются сюжеты, по своей сути, полностью связанные с Основами православной культуры (применительно к указанному периоду). Желательно чтение на уроках отрывков из агиографической (житийной) литературы (можно в адаптированном варианте (См., в частности: Жизнеописания достопамятных людей Земли Русской. Х—ХХ вв. М., 1992)). При проведении внешкольных мероприятий желательно (если имеется такая возможность) посещение крупных музеев (Государственный Русский музей в Петербурге, Государственная Третьяковская галерея в Москве, местные краеведческие музеи), в которых имеются уникальные собрания древнерусских икон.
    При изучении эпохи Ивана Грозного (1533—1584), а также темы «Культура России XVI в.» вновь неизбежно обращение к истокам Православия. В частности, в 2008 г. вышел в свет документальный фильм Бориса Лизнева «Царское дело» (об Иване Грозном), в котором Царь Иоанн представлен как религиозный тип (возможна демонстрация некоторых отрывков из фильма, демонстрирующих монастырскую жизнь XVI в., и пр.). Ценно и то, что в фильме использованы религиозные песнопения того времени, в том числе написанные самим Царем. Кстати, представляется важным обращение именно к духовной музыке этого периода. И современные мультимедиа-технологии дают прекрасную возможность это сделать, не требуя больших усилий (достаточно наличие ноутбука на столе учителя). В этой связи хотелось бы обратить внимание на песнопения Богородичных праздников XVI—XVII вв., записанные мужским хором «Деисус» (имеются в сети Интернет) и др.
    7 класс. Новая история. Конец XV—XVIII вв. В рамках курса изучаются сюжеты, связанные с протестантизмом (реформация, контрреформация). Уместно на этих уроках вспомнить с учащимися основы Православия, осуществить сравнительный анализ догматов и этики Православия и протестантизма, показать, что протестанты еще больше, чем католики, исказили догматы веры, установленные Самим Спасителем и апостолами, когда как Православная Церковь сохранила их в неименной чистоте. Кроме того, при изучении культуры эпохи Возрождения полезно вспомнить и повторить библейские сюжеты.
    7 класс. Отечественная история. XVII—XVIII вв. В рамках курса изучается сюжет, связанный с церковным расколом XVII в. И обращение к основам Православия в ходе изучения этой темы, естественно, неизбежно. Вновь необходимо осуществить повторение и закрепление ранее пройденного материала, связанного с истоками Христианства, с особенностями православного вероучения.
    Тема «Культура Московской Руси XVI—XVII вв.» вновь представляет для нас возможность обратиться к истокам православной культуры, повторить ранее пройденный материал, применить имеющиеся в нашем распоряжении наглядные пособия, мультимедиа-технологии и пр.
    В разделе «Россия в первой четверти XVIII в.» изучается церковная реформа Петра I, вновь повторяется пройденный материал, обращается внимание на то, что Петр I фактически исказил принятую с древнейших времен в Византии и на Руси модель церковно-государственных отношений (принцип «симфонии властей»), поставил Церковь в зависимость от государственно-бюрократич>еского аппарата Российской Империи, что способствовало в итоге бюрократизации самой Церкви, все большему формализму в ее деятельности и т. д. Естественно, этот сюжет излагается доступным для учеников 7-го класса языком.
    При изучении проблем, связанных с культурой России XVIII века, следует обратить внимания учащихся на то, что культура русского народа в своей основе вплоть до 1917 г. оставалась православной (приводятся соответствующие примеры), когда как образованные слои Империи все больше и больше секуляризировались (следует объяснить, почему это происходило). Желательно обращение к памятникам культуры (живопись на религиозные сюжеты, церковная архитектура, духовная музыка и пр.), посещение музеев, проведение экскурсий, например, по храмам Петербурга и т. д.
    8-й класс. Отечественная история. Изучается история России XIX века. В принципе, к этому периоду применимы те же самые наблюдения и выводы, которые сделаны нами относительно изучения культуры России XVIII в. (в данном случае, применительно к изучению культуры страны в первой и второй половине XIX в.). Также Основы Православия можно и нужно повторить и закрепить при изучении темы «Теория официальной народности», при этом сделать упор на осознании Императорской властью главенствующей роли Православия в формировании Российской государственности и русской культуры.
    Изучение темы «Славянофилы» также неизбежно влечет за собой обращение к истокам Православия.
    9-й класс. Отечественная история. При изучении раздела «Россия в начале ХХ века (1900—1916 гг.) рассматривается тема «Сословия Российской Империи», в рамках которой, естественно, говорится и о духовенстве. И здесь снова необходимо обращение к истокам Православия, закрепление ранее пройденного материала.
    Относительно темы «Культура России начала ХХ века» можно дать те же рекомендации, которые мы дали применительно к темам «Культура России XVIII в.» и «Культура России XIX в.».
    Советский период истории России в своей основе также изучается по новой концентрической системе в 9-м классе. И в рамках этого курса неизбежно обращение к истории Церкви (сюжеты: антицерковная политика Советского государства в 1920—1930 гг., Церковь в годы Великой Отечественной войны (изменение отношения к Церкви со стороны высшего партийного руководства СССР), антицерковная политика Н. С. Хрущева, Церковь в годы «перестройки» (празднование 1000-летия Крещения Руси и пр.)). Естественно, учащиеся при изучении этих тем не только усваивают новый материал, но и повторяют пройденный (по Основам православного вероучения).
    10 и 11 классы. Отечественная история. В 10 и 11 классах в настоящее время вновь изучается отечественная история с древнейших времен до наших дней. Недостатки такой концентрической системы преподавания истории – тема особого разговора (Подробнее см.: Стогов Д. И. Падение в пропасть. О реформах исторического образования в современной России // Вестник Петровской академии. 2008. № 9. С. 111—117). Однако даже при таком урезанном, беглом преподавании истории необходимо закрепление пройденного ранее материала, связанного с историей Православной Церкви. Думается, что при крайней степени перегруженности школьной программы по истории в 10—11 классах и элементарной нехватке учебных часов на более качественное изучение интересующих нас сюжетов, упор придется делать на повторение ранее изученного материала и на проведение внешкольных мероприятий (экскурсии по городу, посещение музеев, лекций и т. д.).
    Итак, мы рассмотрели важнейшие сюжеты, связанные с преподаванием элементов Основ православной культуры в рамках школьного курса отечественной и всеобщей истории. В заключение следует подчеркнуть еще одно важное обстоятельство. Крайне необходимо постоянное обращение к истокам Православия и в контексте других дисциплин, изучаемых в школе, прежде всего, гуманитарных, таких как литература, мировая художественная культура (МХК), обществознание, изобразительное искусство, музыка и т. д. Кроме того, желательна синхронизация изучения проблем школьного курса ОПК (или другого подобного курса, в случае его введения) с основными сюжетами курсов всех гуманитарных предметов, там или иначе связанных с Основами Православия.

    Категория: Новости | Просмотров: 1152 | Добавил: anceis | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0